Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/313"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
всегда время" означают, что (близкие Его) желают того
дня, о котором пророк сказал: "Я не спешил быть пастырем
у Тебя и не желал бедственного дня, Ты это знаешь"
(Иерем. XVII, 16).
Но потом, когда Он пришел к празднику в храм, сколь
чудесны, божественны и возвышенны были Его речи, о
которых вспоминает Иоанн! Он говорил о том, что они
не могут идти туда, куда идет Он; что они знают кто Он
и откуда Он; что им известно, что истенен Тот, Который
послал Его и Которого они не знают. Он как бы говорил:
"Вы знаете, откуда Я, но и не знаете, откуда Я". Этим
Он давал понять слушавшим Его, что хотя Он и известен
им по плоти, но неизвестен по Божеству. Там же говорил
Он и о даре Духе Святого, из чего можно было понять,
кто Он, дающий этот дар (Иоан. VII).
17. Затем Иоанн повествует о том, что произошло при
возвращении с горы Елеонской, когда привели к Нему
женщину, взятую при прелюбодеянии, осужденную на
побивание камнями. Но когда спросили Его, как ее
наказать, Он, наклонившись низко, писал перстом на
земле, не обращая на них внимания. Хотел ли Он этим
показать, что имена этих судей будут написаны на земле,
тогда как имена учеников Его будут записаны на небе,
или давал понять, что уже пришло время, чтобы закон
Его был записан на земле, которая принесла плод, а не
на бесплодном камне, как прежде? Сказав женщине: "Иди
и впредь не греши", Он назвал Себя светом миру и
продолжил: "Кто последует за Мною, тот не будет ходить
во тьме, но будет иметь свет жизни". Назвав Себя "от
начала Сущим", Он этим отличил Себя от того света,
который Он сотворил, ибо Он — свет, через Который
создано все. Таким образом то, что Он назвал Себя светом
миру не следует понимать так, как понимаемо сказанное
им Своим ученикам: "Вы свет мира". Действительно, они
подобны светильникам, как и Иоанн Креститель, о котором
Он сказал: "Он был светильник, горящий и светящий"
(Иоан. V, 35). Но Он — это как бы изначальный источник
света, о чем сказано: "И от полноты Его все мы приняли"
(Иоан. I, 16). Там же Он сказал, что Он Сын и Истина,
311