Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/312"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
пятью хлебами; однако, и здесь Иоанн один только
упоминает о том, что когда захотели поставить Его царем,
Он без спутников удалился на гору. Мне кажется, что
этим обстоятельством разумная душа хотела убедить (нас)
в том, что она господствует над мыслью и разумом только
тогда, когда находится на высоте, вне всякого общения с
людьми, в уединении, ибо и Он единственный у Отца.
Но это таинство не затрагивает преходящих плотских
людей, потому что оно слишком возвышенно. Поэтому и
(Господь) удаляется от них на гору, так как они земною
душой стремились к царству Его; поэтому же Он и в
другом месте говорит: "Царство Мое не от мира сего"
(Иоан. XVIII, 36). Но один только Иоанн говорит об
этом, возвышаясь над землею в своем поднебесном полете
и веселясь духом от света Солнца правды.
Там же он, — после чуда с пятью хлебами, — побыв
немного вместе с другими тремя (евангелистами), пока
они переправлялись за море, а Господь ходил по вол-
нам 9 — непосредственно вслед за этим вновь воспаряет
к величайшей, пространнейшей и возвышеннейшей речи
Иисуса, начавшейся по поводу хлеба, когда Он сказал
толпам народа: "Истинно, истинно говорю вам: вы ищете
Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели
хлеб и насытились; старайтесь не о пище тленной, но о
пище, пребывающей в жизнь вечную", и далее, так же
прекрасно и возвышенно. Тогда-то, испугавшись такой
высоты, от Него отпали многие, следовавшие за Ним, но
зато еще теснее привязались те, которые могли постигнуть
значение слов: "Дух животворит, плоть не пользует ни
мало" (Там же, VI). Конечно, дух приносит пользу через
плоть, но и сам по себе дух приносит пользу; а плоть
без духа не приносит никакой пользы.
16. А затем, сколь возвышенно Он отвечал братьям
своим, — т. е. родственникам по плоти, — когда они
подсказывали Ему пойти на праздник, где Он мог бы
объявить Себя народным толпам: "Мое время еще не
настало, а для вас всегда время; вас мир не может
ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетель-
ствую о нем, что дела его злы". Его слова: "Для вас
310