Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
13. Потом Иоанн приводит продолжительную и божес-
твенную речь, которую Он вел с Никодимом. Затем вновь
обращается к свидетельству Иоанна (Крестителя) и говорит,
что друг Жениха радуется только по призыву Его, чем
убеждает нас в том, что душа человеческая не сама для
себя сияет и не (сама по себе) блаженствует, но только
по участию в неизменной мудрости. Далее он (переходит)
к женщине Самарянке, где упоминается о такой воде, что
пьющий ее не будет чувствовать жажды вовек. Потом
снова возвращается в Кану Галилейскую, где из воды Он
сотворил вино; здесь говорится о Его словах царедворцу,
сын которого был немощен: "Вы не уверуете, если не
увидите знамений и чудес" (Иоан. III, 1 — IV, 54). До
этого места он желает возвести мысль верующего выше
всего изменяемого и хочет, чтобы верующие не искали
даже чудес, которые, хотя и по действию свыше, но все
же имеют дело с преходящими телами.
14. Затем Он возвращается в Иерусалим; здесь исце-
ляется больной, страдавший в течение тридцати восьми
лет. И что говорится по этому поводу, и сколь много
говорится! Там сказано: "Искали убить Его Иудеи за то,
что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим
называл Бога, делая Себя равным Богу". Здесь достаточно
ясно показывается, что Он странно, не так, как обыкно-
венно говорят святые люди, называл Бога Отцем Своим,
внушая при этом мысль, что Он равен Богу; в самом
деле, немного выше Он сказал иудеям, когда они злос-
ловили о субботе: "Отец Мой доныне делает, и Я делаю".
Поэтому они и негодовали, что (Господь) не только называл
Бога Отцем Своим, но и хотел дать понять, что Он равен
Ему, говоря так: "Отец Мой доныне делает, и Я делаю",
последовательно показывая, что как Отец делает, так
должно делать и Сыну, потому что Отец ничего не делает
без Сына. И там же, немного спустя, когда все стали
гневаться из-за Его слов, Он говорит: "Ибо, что творит
Он, то и Сын творит также" (Иоан. V).
15. Только после этого Иоанн наконец спускается (с
высот) к трем остальным (евангелистам), ходящим с тем
же Господом по земле, чтобы напитать пять тысяч человек
309