Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/308"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
Глава VIII
9. Теперь рассмотрим Евангелие Луки, останавливаясь
лишь на том, что не было обсуждено нами при исследо-
вании писаний Матфея и Марка. Лука открывает свое
благовествование словами: "Как уже многие начали сос-
тавлять повествования о совершенно известных между нами
событиях, как передали нам то бывшие с самого начала
очевидцами и служителями Слова, — то рассудилось и
мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку
описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал
твердое основание того учения, в котором был наставлен"
(Лук. I, 1 —4). Все это еще не имеет никакого отношения
к Евангельскому повествованию, но зато открывает нам,
что и Деяния Апостолов также написал Лука, ибо эта
книга начинается так: "Первую книгу написал я к тебе,
Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала
до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом
повеления Апостолам, которых Он избрал" (Деян. I, 1,
2). Конечно же, слова "о всем, что Иисус делал и чему
учил" не следует понимать буквально, ибо, как написал
Иоанн: "Многое и другое сотворил Иисус: но если бы
писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не
вместить бы написанных книг" (Иоан. XXI, 25). Мы уже,
впрочем, показали, что другими евангелистами было рас-
сказано немало такого, чего Лука в своем повествовании
не коснулся. А его слова: "Многие начали составлять
повествования" подразумевают, по всей видимости, тех
людей, которые не смогли справиться с этой взятой ими
на себя обязанностью; поэтому-то Лука и говорит, что
ему все пришлось тщательно исследовать с самого начала.
При всем этом Лука не только довел свой рассказ до
воскресения и вознесения Господа, заняв достойное место
среди составителей Евангельских писаний, но и описал
леяния апостольские, причем сделал это так, что только
его книга считается в Церкви достойной.
306