Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/305"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злос-
ловить Меня". Противоречия в этом нет, но как совместить
сказанное Марком далее со словами: "Кто не со Мною,
тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот
расточает" (Мф. XII, 30; Лук. XI, 23)? Кто-либо может
решить, что об учениках Он говорит: "Кто не против вас,
тот за вас", а о Себе: "Кто не со Мною, тот против
Меня". Но разве возможно не быть с Ним тому, кто с
Его учениками? Ведь тогда придется усомниться в словах:
"Кто принимает вас, принимает Меня" (Мф. X, 40); или:
"Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих
меньших, то сделали Мне" (Мф. XXV, 40). Далее, разве
может не быть против Него тот, кто против Его учеников?
Тогда что же будут значить слова: "Отвергающийся вас
Меня отвергается" (Лук. X, 16); или: "Так как вы не
сделали этого одному из сих меньших, то не сделали
Мне" (Мф. XXV, 45); или: "Савл, Савл! что ты гонишь
Меня?" (Деян. IX, 4), когда Савл гнал Его учеников?
Здесь это следует понимать так: Он хочет внушить ту
мысль, что настолько человек не с Ним, насколько он
против Него; и насколько он не против Него, настолько
он с Ним. Например, тот, кто изгонял бесов именем
Христа, но не следовал за Его учениками, конечно, не
был против них и был с ними настолько, насколько
употреблял силу во имя Христово; в том же, что он не
следовал им, он не был с ними и был против них. А
так как ученики запрещали ему делать именно то, в чем
он был с ними, то Господь и сказал: "Не запрещайте
ему". Запрещать же следовало то, что он был вне их
общества, дабы споспешествовать единству Церкви, и имен-
но так поступает Вселенская Церковь, когда осуждает у
еретиков не общие с ними священнодействия, ибо в этом
еретики не против Церкви, но с Церковью, а осуждает и
запрещает разделение и отделение (т. е. ереси и расколы),
а также противные миру и истине лжеучения, ибо в этом
они против нас, поскольку не с нами.
303