Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ
Предисловие
1. Исследовав повествование Матфея и сопоставив с
ним три другие Евангелия, мы доказали,♦ что они не
противоречат ни в чем ни друг другу, ни, тем более,
самим себе. Рассмотрим теперь подобным образом и Еван-
гелие от Марка (за исключением того, что мы уже
исследовали при сопоставлении с Матфеем). Тут следует
обратить внимание только на то, что произошло до вечери
Господней, ибо, начиная с этого события, все нами уже
рассмотрено и сопоставлено тщательнейшим образом.
Глава I
2. Марк начинает так: "Начало Евангелия Иисуса Хри-
ста, Сына Божия, как написано у пророков...", и проч.
до слов: "И приходят в Капернаум" (Марк. I, 1 — 21).
Весь этот отрывок совпадает с тем, что говорил Матфей,
а слова Марка о том, что Господь вошел в Капернаум в
синагогу и учил в субботу, согласны со словами Луки
(Лук. IV, 31).
Глава II
3. Марк продолжает: "И дивились Его учению, ибо Он
учил их как власть имеющий, а не как книжники...", и
т. д. до слов: "И Он проповедовал в синагогах их по
всей Галилее и изгонял бесов" (Марк. I, 22 — 39). Хотя
здесь мы и находим нечто, чего нет у других евангелистов,
но, как уже говорилось выше, все дело в выборе после-
довательности передачи событий. Другие также упоминают
обо всем этом, но в других местах. Но когда Лука говорит
о духе нечистом так, будто он вышел из человека, не
причинив ему никакого вреда, а Марк пишет: "Тогда дух
нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом,
вышел из него", то закрадывается сомнение, не про-
300