Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/301"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
смысл того, что Воскресший сказал, согласно Матфею и
Марку: "По воскресении же Моем предварю вас в Галилее"
(Мф. XXVI, 32 и XXVIII, 7; Марк. XIV, 28 и XVI, 7).
Хотя это и исполнилось, но исполнилось после многих
других событий, в то время как из самих слов можно
понять, что оно должно было исполниться в первую
очередь. Но шла ли здесь речь именно о месте, называемом
Галилея? Действительно, слово "Галилея" означает или
"переселение", или "откровение". Если понимать его в
смысле "переселения", то не означает ли это перехода
благодати Христовой от народа Израиля к язычникам?
Проповедуя язычникам Евангелия, апостолы никогда бы
не заслужили у них доверия, если бы Господь не предварил
их пути в сердцах (этих) людей. Тогда становятся понят-
ными слова (ангела): "Он... предваряет вас в Галилее: там
Его увидите", т. е. там вы найдете Его члены, где узнаете
Его живое тело в тех, которые вас примут.
Если же понимать "Галилею" как "откровение", то
смысл этого будет таков: впредь Он уже будет не в образе
раба, а в том образе, в котором Он равен Отцу, т. е. уже
не телесный и израненный, но как Свет истинный, как
тот свет, что "во тьме светит, и тьма не объяла его"
(Иоан. I, 9, 5). Он прежде нас пришел туда, откуда,
приходя к нам, не отступил, и где, будучи впереди нас,
нас не оставил. Это и будет истинное откровение, истинная
Галилея, когда мы будем подобны Ему; там мы и увидим
Его таким, каков Он есть. Это будет также и истинное
переселение, если мы будем праведны и заслужим жизнь
вечную. Отсюда переселятся праведные и там узрят Его
так, как не дано увидеть нечестивым, ибо нечестивый "не
будет взирать на величие Господа" (Ис. XXVI, 10). Иисус
говорит: "Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя,
единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса
Христа" (Иоан. XVII, 3), т. е. знают в этой вечности,
куда Он приведет рабов через образ раба, дабы свободные
свободно созерцали образ Божий.
299