Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/300"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
84. Но, как о том свидетельствует Иоанн, записано
далеко не все, Он же в течение сорока дней вплоть до
вознесения являлся людям довольно часто (Деян. I, 3).
Но при этом Он являлся не непрерывно, изо дня в день.
В самом деле, от первого дня воскресения, по словам
того же Иоанна, прошло восемь дней, прежде чем Он
явился вторично. Далее ничего определенного сказать не-
льзя, помимо того, что Он являлся когда хотел, где хотел
и кому хотел. Об этом, проповедуя Корнилию, говорит
Петр: "Не всему народу, но свидетелям, предизбранным
от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении
Его из мертвых" (Деян. X, 41). Это, конечно же, не
значит, что они вместе с Ним ели и пили в течение всех
сорока дней, что противоречило бы указанию Иоанна, но
все же предполагает, что происходило это довольно часто.
Что до числа сорок, то это число, как четырежды пов-
торенная десятка, может таинственным образом указывать
на время бытия или всего мира, или земной жизни, или
на что-то еще, о чем мы не можем и помыслить.
85. Теперь сопоставим все это с тем, что говорит
апостол Павел на предмет того, нет ли в его словах
чего-либо спорного. "...Он погребен был и... воскрес в
третий день, по Писанию, и... явился Кифе, потом две-
надцати; потом явился более нежели пятистам братии в
одно время". Так говорит апостол. Он не сказал: "Сперва
явился Кифе", ибо это противоречило бы Евангелиям, в
которых написано, что сперва Он явился женщинам. Далее,
"потом двенадцати" говорит о каких угодно двенадцати и
в какое угодно время. То же относится и к пятистам
братии, так что здесь пока мы не встречаем никаких
противоречий. "Потом, — продолжает Павел, — явился
Иакову". Надо полагать, что здесь идет речь о каком-то
особом явлении, о котором евангелисты умолчали. "Также
всем Апостолам". Но об этом писали и евангелисты. "А
после всех явился и мне, как (некоему) извергу". Но это,
как мы знаем, случилось уже после Его вознесения на
небо.
86. А теперь вернемся к тому, о чем мы начали говорить
раньше, но затем отложили, а именно: в чем таинственный
298