Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/30"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
38. Однако, хотим ли мы этим сказать, что отец человека
Христа есть Дух Святой, так что Бог Отец родил Слово,
Дух Святой — человека, из каковых двух субстанций
состоял один Христос и сын Бога Отца, как Слово, и
сын Духа Святого как человек; хотим ли мы сказать, что
Дух Святой родил Его как отец от матеци-девы? Кто
осмелится говорить это? И не требуется подробно дока-
зывать, как нелепы выводы из такого рассуждения; оно
само уже настолько нелепо, что его не в состоянии вынести
никакие верующие уши. Мы исповедуем так: Господь наш
Иисус Христос, Который, как Бог — от Бога, по чело-
вечеству же рожден от Духа Святого и Девы Марии, и
обе субстанции, божеская и человеческая, есть единствен-
ный Сын Бога Отца Вседержителя, от Которого исходит
Дух Святой. Каким же образом, следовательно, мы называем
Христа рожденным от Духа Святого, если Его не родил
Дух Святой? Потому ли, что Он сотворил Его? Так как
Господь наш Иисус Христос, поскольку Он есть Бог, —
"все через Него сотворено" (Иоан. I, 3), поскольку же
человек, — и Сам сотворен, как говорит апостол: "создать
от семени Давидова по плоти" (Рим. I, 3). Но если то
творение, которое зачала и родила Дева, хотя и имеющее
отношение к одному только лицу Сына, сотворила вся
Троица, ибо действия Троицы нераздельны, то почему в
качестве Творца Его называется один из трех, когда
подразумевается, что действует вся Троица? Да, называется,
что можно подтвердить примерами. Но на этом оста-
навливаться дальше нет нужды. Обращает на себя внимание
то, каким образом сказано: "рожденный от Духа Святого",
если Он ни в коем случае не есть сын Духа Святого.
Ведь мир, сотворенный Богом, невозможно назвать сыном
Бога или рожденным от Бога, но или сделанным, или
созданным, или основанным, или устроенным Им. Сле-
довательно, когда мы исповедуем рожденного от Духа
Святого и Девы Марии, трудно объяснить, каким образом
Он не есть сын Духа Святого и есть Сын Девы Марии,
хотя рожден и от Него, и от нее. Без сомнения, конечно,
от Него Он рожден не так, как от отца, от нее же так,
как от матери.
28