Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Господа семи ученикам у моря Тивериадского, дает понять,
что это было третье Его явление. Если же мы примем,
что Он явился одиннадцати ученикам на горе в течение
первых восьми дней, то явление у моря будет не третьим,
но, по меньшей мере, четвертым. Однако, в любом случае
свидетельство Иоанна нельзя понимать так, что он говорил
о количестве явлений, поскольку уже в первый день Своего
воскресения Господь являлся несколько раз: сперва жен-
щинам, затем Петру, потом двум путникам на дороге и,
наконец, многим ученикам, ведшим беседу в доме в начале
ночи. Поэтому Иоанн скорее дает понять не о количестве
самих явлений, а о количестве дней, в которые являлся
Господь.
83. Итак, у всех четырех евангелистов мы находим
десять упоминаний о явлениях Господа людям после
воскресения. Сначала у гроба женщинам (Иоан. XX, 14);
затем им же, возвращающимся от гроба (Мф. XXVIИ, 9);
в третий раз — Петру (Лук. XXIV, 34); в четвертый —
двум на дороге (Там же, 15); в пятый — многим в
Иерусалиме, где не было Фомы (Иоан. XX, 19 — 24); в
шестой — там, где Его увидел Фома (Там же, 26); в
седьмой — у моря Тивериадского (Иоан. XXI, 1); в
восьмой — на горе в Галилее (Мф. XXVIII, 16, 17); в
девятый — ученикам, возлежащим на вечери (Марк. XVI,
14); в десятый — в тот же день, но уже не на земле, а
при вознесении на небо, о чем упоминают Марк и Лука.
Действительно, Марк говорит: "И так Господь, после
беседования с ними, вознесся на небо" (Там же, 19). А
Лука, пропустив все то, что произошло в течение сорока
дней после воскресения, к первому дню сразу присоединяет
последний, говоря так: "И вывел их вон из города до
Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И когда
благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на
небо" (Лук. XXIV, 50, 51). Таким образом, (ученики) могли
видеть Его не только на земле, но и возносящимся на
небо. Итак, в Евангельских посланиях Он представлен
являвшимся людям девять раз на земле и один раз при
вознесении на небо.
297