Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
дованию (Писаний), задуматься над таинственным смыслом
(ангельских) слов.
81. Но еще нам предстоит выяснить, когда именно
телесным образом Он мог быть видим в Галилее, как о
том говорит Матфей: "Одиннадцать же учеников пошли
в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус* и, увидевши
Его, поклонились Ему; а иные усумнились". Очевидно,
что это произошло не в первый день воскресения, ибо
Лука и Иоанн недвусмысленно свидетельствуют, что под
вечер этого дня Он был видим в Иерусалиме. О том же
говорит и Марк, хотя и не столь определенно. Итак, когда
же произошло это явление в Галилее? Ясно, что не тогда,
когда о том говорит Иоанн как о явлении у моря
Тивериадского, поскольку там было только семь учеников
и они ловили рыбу, а Матфей упоминает об одиннадцати
на горе. Выходит, это не произошло ни в первый день,
ни в последующие восемь, после которых, по словам
Иоанна, Он вновь явился ученикам и Его впервые увидел
Фома, так как, если бы явление в Галилее случилось в
этом промежутке времени, Фома бы уже видел Его.
Впрочем, последнее не столь очевидно, поскольку нет
точных указаний на то, что эти одиннадцать, о которых
говорит Матфей, были именно одиннадцать апостолов, а
не просто одиннадцать учеников: ведь учеников было
гораздо больше, чем апостолов. Итак, среди этих одиннад-
цати учеников на горе в Галилее могли быть не все
апостолы, и Фома вполне мог отсутствовать. Действительно,
когда Марк говорит об одиннадцати, то он говорит не
просто "одиннадцати", а "самим одиннадцати"; также и
Лука говорит: "Возвратились в Иерусалим, и нашли один-
надцать Апостолов и бывших с ними"; таким образом, и
тот и другой, когда хотят подчеркнуть, что речь идет об
одиннадцати апостолах, выделяют это особо. Матфей же
этого не делает, так что можно допустить, что в Галилее
в числе одиннадцати были не только апостолы и это
видение вполне могло случиться в течение первых восьми
дней.
82. Но есть и другое обстоятельство, вынуждающее нас
к осторожности в суждениях: Иоанн, говоря о явлении
296