Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/297"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
как он привел слова ангела, он говорит о встрече женщин
с Иисусом, затем присоединяет рассказ о подкупе стражей
и продолжает так: "Одиннадцать же учеников пошли в
Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидевши
Его, поклонились Ему; а иные усумнились. И прибли-
зившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на
небе и на земле: итак идите, научите все народы, крестя
их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать
все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до
скончания века". Так заканчивает Матфей свое Евангелие.
80. Если бы о явлении Иисуса повествовал один только
Матфей, ни у кого не возникало бы сомнения в том, что
нигде, кроме Галилеи, Он ученикам не являлся. Далее,
если бы Марк ничего не сказал о предсказании ангела,
могло бы показаться, что Матфей сообщил об удалении
учеников в гористую часть Галилеи лишь затем, чтобы
подтвердить приведенное им пророчество. Иоанн же и
Лука вполне ясно свидетельствуют, что Господь явился
ученикам Своим в первый день Своего воскресения в
Иерусалиме, откуда до Галилеи весьма далеко, так что в
течение одного дня они не могли и сходить в Галилею,
и вернуться в Иерусалим. А Марк, со своей стороны,
приведя ангельское пророчество, нигде ни словом не
упоминает о явлении Христа в Галилее. Все это побуждает
нас спросить: каким же образом сказано: "Он предваряет
вас в Галилее; там Его увидите"?
Если бы Матфей не сказал о том, что одиннадцать
учеников пошли в Галилею, где увидели Его и поклонились
Ему, мы бы, пожалуй, решили, что слова ангела следует
понимать не буквально, а аллегорически. Однако же ясно,
что явление в Галилее действительно произошло. Но
посмотрим, должно ли оно было быть именно первым. В
самом деле, ангел не сказал: "В Галилее вы увидите его
в первый раз", или: "Вы увидите Его только в Галилее",
но: "Там Его увидите", т. е. явно не указал ни дня, ни
последовательности событий, что вынуждало бы нас с
необходимостью признать, что явление в Галилее было
первым. Выходит, что Матфей не противоречит остальным,
но побуждает каждого верующего, стремящегося к иссле-
295