Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Господь Мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил,
потому что увидел Меня: блаженны не видевшие и уве-
ровавшие".
76. Сообщение об этом втором явлении, упомянутом
Иоанном, мы находим и у Марка. Марк как всегда краток
и говорит так: "Наконец явился самим одиннадцати,
возлежащим на вечери, и упрекал их за неверие и жес-
токосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили".
Тут смущает не то, что Марк назвал их "лежащими на
вечери", ибо Иоанн мог это попросту опустить, но слово
"наконец", которое наводит на мысль, что более Господь
не являлся, тогда как Иоанн рассказал и о третьем Его
явлении на море Тивериадском. Кроме того, поскольку
вознесение Господа состоялось на сороковый день, то в
этот день он никак не мог упрекать учеников за их
неверие другим, ибо и сами они уже видели Его воскресшим
несколько раз. Остается предположить, что Марк этим
словом хотел обозначить то, что это было последним
событием только того дня, когда случилось это явление,
что, конечно же, никак не противоречит Иоанну.
77. Затем, безо всякого перерыва Марк переходит к
последнему явлению, о чем свидетельствуют его слова:
"Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем
моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми язы-
ками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют,
не повредит им; возложат руки на больных, и они будут
здоровы. И так Господь, после беседования с ними,
вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли
и проповедовали везде, при Господнем содействии и под-
креплении слова последующими знамениями".
78. Иоанн же, хотя и признается, что многое пропустил
из того, что совершил Иисус, пожелал рассказать о третьем
явлении Господа у моря Тивериадского семи ученикам:
Петру, Фоме, Нафанаилу, сыновьям Зеведеевым и еще
двум, чьи имена он не привел, когда те ловили рыбу;
когда те бросили сети по Его указанию с правого борта
лодки и вытащили сто пятьдесят три большие рыбы; когда
Он трижды спросил Петра, любит ли тот Его, и, получив
его заверения в любви, поручил ему пасти овец Своих,
293