Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
что не Он стал иным, а их глаза были удержаны. Не
исключено, что это препятствие исходило от сатаны,
Христос же дозволил это до времени совершения священ-
нодействия хлеба, дабы мы постигали, что при участии в
единстве тела Его устраняются преграды, воздвигнутые
врагом, так что Христос может быть познан.
73. Таким образом, эти (двое) — это именно те, о
которых рассказал и Марк. Ведь и он (как и Матфей)
говорит, что они пошли и возвестили прочим. Но к тому
времени уже распространился слух, что Иисус воскрес; о
том рассказали женщины и Симон Петр. Но эти двое
(путники) умолчали об этом, упомянув лишь о виденных
ангелах; возможно, не узнав Христа, они побоялись го-
ворить о воскресении, дабы не быть преданными в руки
иудеям. Что же касается слов Марка: "И те возвратившись
возвестили прочим; но и им не поверили", в то время
как Лука сообщает, что тогда уже (ученики) со слов
Симона говорили, что Он воскрес, то это следует понимать
так, что одни верили, а другие — нет. Действительно,
Марк многое упустил из того, о чем рассказал Лука, но
кое в чем и дополнил. Таким образом, речь, как это часто
бывало и прежде, идет не о противоречии, а о дополнении
друг друга.
74. Затем Лука продолжает так: "Когда они говорили
о сем, Сам Иисус стал посреди их и сказал им: мир вам.
Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят
духа; но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие
мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои
и на ноги Мои; это — Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите;
ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И
сказав это, показал им руки и ноги". Обо всем этом
вспоминает и Иоанн, говоря так: "В тот же первый день
недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики
Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус,
и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он
показал им руки (и ноги) и ребра Свои". Далее у Луки
следует то, что пропустил Иоанн: "Когда же они от
радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть
ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной
291