Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты
один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем
в нем в эти дни? И сказал им: о чем? Они сказали Ему:
что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк,
сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как
предали Его первосвященники и начальники наши для
осуждения на смерть и распяли Его; а мы надеялись было,
что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но
со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло;
но и некоторые женщины из наших изумили нас: они
были рано у гроба и не нашли Тела Его, и пришедши
сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые
говорят, что Он жив; и пошли некоторые из наших ко
гробу и нашли так, как женщины говорили; но Его не
видели".
Хотя Лука сообщает о том, что Петр поспешил ко
гробу, раньше, чем приводит этот разговор, должно пони-
мать, что он этим упредил события. Последовательность
же событий была такою: вначале женщины увидели, что
камень отвален от гроба, и поспешили сообщить об этом
другим, откуда узнали о случившемся и Клеопа со своим
спутником. Затем ко гробу пошли Петр и Иоанн, после
чего и являлся Господь. Действительно, Клеопа, сказав:
"И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так,
как женщины говорили", не упоминает при этом Петра.
То же, что Лука говорит об одном Петре, не упоминая
об Иоанне, отнюдь не значит, что он противоречит Иоанну:
ведь (именно) Петру первому сообщила о случившемся
Мария Магдалина. Тут следует понять, что один евангелист
просто дополняет другого.
71. Но явился ли Господь кому-либо из мужчин прежде,
чем явился Петру? Тут трудно сказать определенно. Дейст-
вительно, и Павел не говорит: "Сперва явился Кифе", но
говорит: "Явился Кифе, потом двенадцати; потом явился
более нежели пятистам братии в одно время". Здесь
возникает новое затруднение: каким двенадцати и каким
пятистам? Иные полагают, что под двенадцатью следует
понимать двенадцать апостолов, а так как тогда апостолов
было только одиннадцать, то в некоторых сборниках мы
289