Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
быстро распространившаяся среди иудеев, владеет их умами
и поныне.
Глава XXV
70. Теперь нам надлежит тщательно рассмотреть, каким
образом Господь явился ученикам после Своего воскре-
сения, ибо тут нам предстоит явить не только согласие
четырех евангелистов между собою (Мф. XXVIII; Марк.
XVI; Лук. XXIV и Иоан. XX, XXI), но и согласие их с
апостолом Павлом, который об этом говорит: "Ибо я
первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть,
что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он
погребен был и что воскрес в третий день, по Писанию,
и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более
нежели пятистам братии в одно время, из которых большая
часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом
явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился
и мне, как (некоему) извергу" (I Кор. XV, 3 — 8). Но
никто из евангелистов не держался такой последователь-
ности; поэтому необходимо исследовать, противоречат ли
они друг другу, или просто дополняют.
Итак, из евангелистов только Лука не упоминает о том,
что Господь явился женщинам. Матфей же говорит, что
(Господь) встретил их, когда они возвращались от гроба.
Марк, как и Иоанн, сообщает, что сперва Он явился
Марии Магдалине. Но как это произошло — Марк не
говорит. Это разъясняет Иоанн. Лука же не только умолчал
об этом, но, повествуя о встрече с Ним Клеопа и его
спутника, так приводит их слова, что можно понять:
женщины рассказали только о своей беседе с ангелами.
Действительно, у Луки читаем: "В тот же день двое из
них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от
Иерусалима, называемое Еммаус, и разговаривали между
собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали
и рассуждали между собою, и Сам Иисус приблизившись
пошел с ними; но глаза их были удержаны, так что они
не узнали Его. Он же сказал им: о чем это вы, идя,
рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Один
288