Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
одно лицо, Слово и Человек. Откуда же такая слава
человеческой природы, как незаслуженная, несомненно
даровая, если не обнаруживается здесь наглядно для рас-
суждающих с верою и трезво великая и исключительная
благодать Божия, с тою целью, чтобы люди поняли, что
тою же благодатью они оправдываются от грехов, по
которой произошло так, что человек Христос не мог иметь
никакого греха? Так и Матерь Его приветствовал ангел,
когда возвестил ей будущее ее Дитяти: "радуйся, — говорит,
— исполненная благодати". И немного спустя: "ты обрела
благодать у Бога" (Лук. I, 28, 30). И говорит о ней, что
она исполнена благодати и что обрела благодать у Бога
потому, что была Матерью Господа своего и Господа всех.
Об этом же Христе евангелист Иоанн, после того как
сказал: "и Слово стало плотью и обитало с нами", говорит:
"и мы видели славу Его, как единородного от Отца,
полного благодати и истины" (Иоан. I, 14). Действительно,
сама Истина, единородный Сын Божий, Сын не по
благодати, но по природе, благодатью воспринял человека
в такое единство лица, что Он же был и сыном челове-
ческим.
37. Тот же Иисус Христос, Сын Божий единородный,
то есть единственный, Господь наш, родился от Духа
Святого и Девы Марии. И Дух Святой есть неприменно
дар Божий, хотя и сам равен Дарующему: поэтому и Дух
Святой есть Бог, не меньший Отца и Сына. Что же иное,
как не сама благодать обнаруживается в том, что рождение
Христа по человечеству есть рождение от Духа Святого?
Ибо когда Дева спросила у ангела, каким образом произой-
дет то, что возвестил он ей, так как она мужа не знала,
ангел ответил: "Дух Святой найдет на тебя, и сила
Всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое от тебя
Святое, наречется Сыном Божиим" (Лук. I, 35). И Иосиф,
когда захотел отпустить ее, подозревая в прелюбодеянии,
так как знал, что она имеет во чреве не от него, получил
такой ответ от ангела: "не бойся принять Мариам, жену
твою, ибо родившееся в ней есть от Духа Святого" (Мф.
I, 20), то есть подозреваемое тобою от другого мужа есть
от Духа Святого.
27