Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей:
Мария! Она обратившись говорит Ему: Раввуни! — что
значит: "Учитель!" Иисус говорит ей: не прикасайся ко
Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к
братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и
Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему". Тогда
она вышла из гроба, т. е. из того места, где был сад, а
с нею и другие, которых, по словам Марка, охватил трепет
и ужас, и они никому ничего не сказали. И уже после
этого произошло то, о чем сообщает Матфей: "Се, Иисус
встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступивши,
ухватились за ноги Его и поклонились Ему".
Итак, мы видим, что дважды состоялась беседа с
ангелами и дважды — с самим Господом: один раз тогда,
когда Мария приняла Его за садовника, и другой раз —
когда Он встретился с ними по дороге и самим повторением
(явления) утвердил их (в вере) и освободил от страха.
"Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите
братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят
Меня". Поэтому Мария Магдалина и пришла с вестью к
ученикам о том, что она видела Господа, и что Он так
сказал ей; причем не только она, но и другие, о которых
упоминает Лука, "возвестившие все это одиннадцати и
всем прочим... И показались им слова их пустыми, и не
поверили им". Согласно с этим свидетельствует и Марк.
Действительно, сообщив, что они в страхе и трепете бежали
и никому ничего не сказали, он прибавил, что воскресший
Господь явился утром в первый день недели Марии
Магдалине, из которой изгнал семь бесов, что она пришла
с вестью к тем, которые были вместе с нею плачущими
и скорбящими, и что они слыша о том, будто Он жив
и явился ей, не поверили.
Матфей также не забыл (упомянуть) о том, что по
уходе женщин, которые все это видели и слышали, пришли
в город и некоторые из стражей, которые лежали как
мертвые, и сообщили первосвященникам, что произошло.
Те же, посовещавшись со старейшинами, подкупили вои-
нов, дабы те распустили слух, что, пока они спали, ученики
выкрали тело Его; воины так и поступили, и эта весть,
10 Зак. 3645 287