Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты
плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник,
говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне,
где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей:
% Мария! Она обратившись говорит Ему: Раввуни! — что
значит: "Учитель!" Иисус говорит ей: не прикасайся ко
Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к
братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и
Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. Мария
Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа,
и что Он это сказал ей" (Иоан. XX, 1 — 18). Мы видим,
что Иоанн согласен с прочими в смысле времени и места,
а что касается двух ангелов, то в этом он согласен с
Лукой. Но уже то, что эти ангелы не стояли, как у Луки,
а сидели, равно как и многое другое в этом повествовании,
может показаться противоречивым и требует тщательного
рассмотрения.
69. По этой самой причине все то, что совершалось
около часа воскресения Господня, изложим, опираясь на
свидетельства всех евангелистов, в виде некоторого целос-
тного повествования. В первый день недели на рассвете,
как согласно передают все (евангелисты), приходили иные
ко гробу. Уже совершилось то, о чем вспоминает один
только Матфей, т. е. землетрясение, отваливание камня,
ужас стражей, объятые которым они лежали как мертвые.
Первой пришла, как повествует Иоанн, Мария Магдалина;
с ней, несомненно, были другие женщины, которые служи-
ли Господу. (Но Мария Магдалина) пламенела наибольшей
любовью, так что Иоанн не без основания упомянул о
ней одной, умолчав о тех, которые были с нею, — о чем
свидетельствуют другие (евангелисты). Итак, она пришла
и, увидев, что камень отвален от гроба, прежде чем более
тщательно присмотрелась к чему-либо, не сомневаясь, что
тело Иисуса оттуда унесено, убежала, — о чем говорит
тот же Иоанн, — и сообщила Петру и Иоанну. Действи-
тельно, он (Иоанн) и есть тот ученик, которого любил
Иисус.
Они поспешили ко гробу, и опередивший всех Иоанн
наклонился и увидел лежащие пелены, но в гроб не вошел;
285