Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
ловеков грешников, и быть распяту, и в третий день
воскреснуть. И вспомнили они слова Его и, возвратившись
от гроба, возвестили все это одиннадцати и всем прочим"
(Лук. XXIII, 54 —XXIV, 12). Итак, каким образом ангелы
были видны сидящими каждый в отдельности: один, по
словам Матфея, вне гроба на камне, а другой, по словам
Марка, внутри его, с правой стороны; тогда как по словам
Луки два ангела стояли возле вошедших в гроб женщин,
хотя и говорили им почти то же? О первых двух мы уже
сказали выше, что же касается того, о чем говорит Лука,
то не исключено, что потом, внутри, когда женщины
смотрели на то место, на котором лежало тело Господа,
они увидели двух других ангелов, стоявших, как говорит
Лука, и говоривших почти то же, что и два первых, для
ободрения их духа и для укрепления их веры.
68. Теперь рассмотрим то, что пишет Иоанн: насколько
и в чем он согласен с другими евангелистами. Он повествует
так: "В первый же день недели Мария Магдалина приходит
ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень
отвален от фоба; итак бежит, и приходит к Симону Петру
и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит
им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили
Его. Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко
гробу. Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал
скорее Петра, и пришел ко гробу первый, и наклонившись
увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб. Вслед за
ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит
одни пелены лежащие и плат, который был на главе Его,
не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте.
Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко
гробу, и увидел, и уверовал; ибо они еще не знали из
Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых. Итак
ученики опять возвратились к себе. А Мария стояла у
гроба и плакала; и когда плакала, наклонилась во гроб и
видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у
главы и другого у ног, где лежало Тело Иисуса. И они
говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли
Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказавши
сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего, но не
284