Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/285"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
часов, во время которых солнце затмилось и снова засияло,
будет основание для признания трех дней и трех ночей.
Следовательно, пользуясь весьма обычным способом
речи в Священном Писании, по которому под частью
понимается целое, мы найдем первый день в том времени
пятницы, когда Господь был распят и погребен, и должны
принимать самую последнюю часть пятницы вместо целого
дня с его ночью, который был уже окончен. Средний же
день, т. е. день субботний, — не отчасти, а весь целиком.
День третий — опять же по первой своей части, т. е. по
ночи, должно считать целым со своим дневным временем.
Таким образом и набегает три дня. Это объяснение похоже
на то, каким мы прояснили вопрос о восьми днях, после
которых Он взошел на гору, когда Матфей и Марк,
обращая внимание на целые средние дни, сказали: "Спустя
шесть дней", а Лука о том же самом сказал: "Спустя
восемь дней" (смотри выше: Кн. 2, гл. 56, отд. 113).
67. А теперь рассмотрим остальное: каким образом оно
согласно с повествованием Матфея. Ведь Лука ясно говорит,
что женщины, пришедшие к гробу, видели двух ангелов,
из которых каждый отдельно упомянут двумя другими
евангелистами: один — Матфеем, а именно тот, который
сидел на камне вне гроба, а другой — Марком, которого
видели в гробе с правой стороны. Лука же рассказывает
так: "День тот был пятница, и наступала суббота. После-
довали также и женщины, пришедшие с Иисусом из
Галилеи, и смотрели на гроб, и как полагалось Тело Его;
возвратившись же приготовили благовония и масти; и в
субботу остались в покое по заповеди. В первый же день
недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли
они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; но
нашли камень отваленным от гроба, и вошедши не нашли
Тела Господа Иисуса. Когда же недоумевали они о сем,
вдруг предстали пред ними два мужа в одеждах блистающих.
И когда они были в страхе и наклонили лица свои к
земле, — сказали им: что вы ищите живого между
мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он
говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что
Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки че-
283