Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/284"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
недели'', т. е. когда небо уже стало отчасти светлеть, как
это бывает только перед самым восходом солнца, ибо это
и есть тот свет, который обыкновенно называется зарею;
поэтому Марк не противоречит тому, кто говорит: "Было
еще темно". Ведь когда мы говорим: "утром", то это
отнюдь не всегда означает, будто над землею уже видно
солнце. Поэтому-то часто прибавляется: "Очень рано утром,
на рассвете", чтобы слушающие понимали, что речь идет
о зыбком промежутке времени между мраком ночи и
светом дня.
66. И сами три дня, в которые Господь умер и воскрес,
могут быть правильно поняты только с точки зрения того
способа изъяснения, по которому о целом говорится как
о части. Ибо Господь Сам говорит: "Как Иона был во
чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий
будет в сердце земли три дня и три ночи" (Мф. XII, 40).
Но время здесь считается или с того мгновения, когда
Он испустил дух, или с того, когда он был погребен, и
не берется в полном виде, если мы не примем среднего
дня; т. е. целый день субботы с его ночью, а те дни,
которые заключают субботу между собою, т. е. пятница
и первый день недели, называемый у нас днем Господним,
не будем понимать в смысле части вместо целого. Дейст-
вительно, что проку в том, что некоторые, столкнувшись
с подобными затруднениями и не зная, сколь важно при
разрешении вопросов иметь в виду тот способ выражения
в Священном Писании, когда частью называется целое,
желают считать ночью те три часа от шестого до девятого,
когда затмилось солнце, а днем — те три другие часа,
когда оно снова показалось над землею, т. е. от девятого
часа и до захода солнца? Далее, конечно, они считают
ночь наступающей субботы, которая, вместе со своим
днем, образует второй день и вторую ночь; а затем следует
ночь первого дня недели, т. е. рассветающего дня Господня,
в который воскрес Господь. Итак, получается две ночи и
два дня, и еще одна ночь, хотя она и может пониматься
в целости, и этим не раскрывается, что тот рассвет был
ее последней частью, почему даже не причисляя тех шести
282