Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
(Мф. XXVII, 61). Об этом Марк повествует так: "Мария
же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его пола-
гали" (Марк. XV, 47). Из этого ясно, что между ними
нет никакого разногласия.
62. Матфей продолжает: "На другой день, который
следует за пятницею, собрались первосвяще^ики и фари-
сеи к Пилату и говорили: господин! мы вспомнили, что
обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: "после трех
дней воскресну"; итак прикажи охранять гроб до третьего
дня, чтоб ученики Его, пришедши ночью, не украли Его
и не сказали народу: "воскрес из мертвых"; и будет
последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете
стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и
поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать"
(Мф. XXVII, 62 — 66). Об этом повествует один только
Матфей, и никто из других евангелистов не рассказывает
чего-либо, что казалось бы противоречащим этому.
63. Затем тот же Матфей продолжает: "По прошествии
же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла
Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И
вот, сделалось великое землетрясение: ибо Ангел Господень,
сошедший с небес, приступив отвалил камень от двери
гроба и сидел на нем; вид его был как молния, и одежда
его бела как снег. Устрашившись его, стерегущие пришли
в трепет и стали как мертвые. Ангел же, обратив речь к
женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищите
Иисуса распятого; Его нет здесь: Он воскрес, как сказал;
подойдите, посмотрите место, где лежал Господь. И пойдите
скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых,
и предваряет вас в Галилее: там Его увидите; вот, я сказал
вам" (Мф. XXVIII, 1 — 15). С ним согласен Марк (Марк.
XVI, 1 — 11). Но может приводить в смущение следующее:
каким образом, согласно Матфею, ангел сидел на камне,
отваленном от гроба. Действительно, Марк говорит, что
они, входя в гроб, видели юношу, сидящего с правой
стороны и одетого в белую одежду, и пришли в изумление.
Возможно, это следует понимать в том смысле, что Матфей
умолчал о том ангеле, которого они видели при входе, а
Марк умолчал о том, которого они видели вне, сидящем
280