Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/281"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
камень к двери гроба, удалился" (Мф. XXVII, 59, 60).
Марк говорит так: "Он, купив плащаницу, и сняв Его,
обвил плащаницею и положил Его во гробе, который был
высечен в скале; и привалил камень к двери гроба" (Марк.
* XV, 46). Лука же говорит: "И сняв Его, обвил плащаницею
и положил Его в гробе, высеченном в скале, где еще
никто не был положен" (Лук. XXIII, 53). Из этих трех
повествований не может возникнуть никакого вопроса о
разногласии. А Иоанн упоминает, что погребение Господа
было исполнено не одним только Иосифом, но также и
Никодимом. Действительно, он говорит так: "Пришел
также и Никодим, приходивший прежде к Иисусу ночью,
и принес состав из смирны и алоя, литр около ста".
Затем Иоанн продолжает, присоединяя и Иосифа: "Итак,
они взяли Тело Иисуса и обвили его пеленами с благо-
вониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том
месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в
котором еще никто не был положен: там положили Иисуса
ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко"
(Иоан. XIX, 39 — 42). И здесь ничто не вызывает
недоумения у людей, умеющих правильно мыслить. Ведь
и те, которые умолчали о Никодиме, не утверждали, что
Господь был погребен одним только Иосифом, хотя и
упомянули только о нем одном; и может быть потому
сказали, что Он был обвит Иосифом одной плащаницей.
Что мешает читателям думать, что другие плащаницы
могли быть принесены Никодимом и наложены поверх
первой, как рассказывает Иоанн. Впрочем, мы можем
вспомнить о повязках, которые накладывались на голову,
и о повязках, которыми обвязывали все тело: ведь все
они были из полотна; так что, хотя была одна плащаница,
вполне правильным было бы сказать: "Обвязали Его пла-
щаницами", потому что плащаницею называется то, что
ткется из льна.
Глава XXIV
61. Затем Матфей говорит: "Была же там Мария Маг-
далина и другая Мария, которые сидели против гроба"
279