Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
была в том месте, и видя бывшее, била себя в грудь и
возвращалась назад, он согласен с Матфеем. Но один
только он упомянул о Его знакомых, стоявших вдали. Ибо
и Иоанн упомянул о присутствии женщин, прежде чем
Господь испустил дух, говоря так: "При кресте Иисуса
стояли Матерь Его, и сестра Матери Его Мария Клеопова,
и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут
стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено!
се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!
И с этого времени ученик сей взял Ее к себе" (Иоан.
XIX, 25 — 27).
Если бы Матфей и Марк яснейшим образом не назвали
Марии Магдалины, то мы могли бы сказать, что она была
то вдали от креста, то вблизи его, потому что никто из
них, кроме Иоанна, не упомянул матери Господа; а теперь,
каким образом та же самая Мария Магдалина представ-
ляется стоящею вместе с другими женщинами вдали, как
это говорят Матфей и Марк, и вблизи креста, как говорит
Иоанн? Это могло быть только так: они были на таком
расстоянии, что можно было сказать и "вблизи", потому
что они находились у Него на виду, и "вдали", если
сравнивать с толпою, вместе с сотником и воинами
окружавшею Его гораздо ближе. Можем мы понимать еще
и так, что те, которые были с матерью Господа после
того, как Он поручил ее ученику, начали отступать, чтобы
освободиться от тесноты в толпе, и наблюдали за проис-
ходившим из более отдаленного места, так что прочие
евангелисты, которые сообщили о них после смерти Гос-
пода, вспомнили, что те стояли вдали.
Глава XXII
59. Матфей продолжает: "Когда же настал вечер, пришел
богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который
также учился у Иисуса; он, пришед к Пилату, просил
Тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать Тело" (Мф.
XXVII, 57, 58). Марк говорит так: "И как уже настал
вечер, потому что была пятница, то есть, день перед
277