Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
один евангелист сказал одно, а другой — другое. А, может
быть, Лука хотел выразить мысль сотника, каким образом
он сказал, что Иисус есть Сын Божий. Возможно, сотник
не разумел Его как Единородного, равного Отцу, но назвал
Его Сыном Божьим потому, что признавал Его праведным,
подобно тому, как многие праведники названы сынами
Божьими. И слова, сказанные Лукою: "Сотник же, видев
происходившее", таким образом включают все чудесное,
бывшее в тот час, и он упоминает только об одном
чудесном событии, составными частями которого были все
происшедшие чудеса. Прибавление у Матфея о тех, которые
были с сотником, и умолчание о них у других евангелистов
по нашему последнему правилу не является противоречием,
так как один говорит, а другой умалчивает.
Глава XXI
58. Далее Матфей говорит: 'Там были также и смотрели
издали многие женщины, которые следовали за Иисусом
из Галилеи, служа Ему; между ними были Мария Магдалина
и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Заведе-
евых" (Мф. XXVII, 55, 56). Марк говорит так: "Были тут
и женщины, которые смотрели издали; между ними была
и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и
Иосии, и Саломия, которые и тогда, как Он был в Галилее,
следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе
с Ним пришедшие в Иерусалим" (Марк. XV, 40, 41). Я
не вижу ничего, что могло бы показаться противоречивым
у этих двух евангелистов. В самом деле, какая важность
в том, что некоторых женщин они назвали вместе, а
некоторых — каждый отдельно? Лука же связывает события
таким образом: "И весь народ, сшедшийся на сие зрелище,
видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь. Все
же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из
Галилеи, стояли вдали и смотрели на это" (Лук. XXIII,
48, 49). Лука вполне согласен с двумя предыдущими
относительно присутствия женщин, хотя ни одной из них
он не назвал по имени. И относительно толпы, которая
276