Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/277"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
святых воскресли, и, вышедши из гробов по воскресении
Его, вошли во святый град и явились многим". Он говорит
об этом один, но не следует опасаться, что этим он
противоречит остальным евангелистам. Он же далее про-
* должает: "Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса,
видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и
говорили: воистину Он был Сын Божий" (Мф. XXVII, 51
— 54). Марк повествует так: "Сотник, стоящий напротив
Его, видев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал:
истинно Человек Сей был Сын Божий" (Марк. XV, 39).
Лука говорит так: "Сотник же, видев происходившее,
прославил Бога и сказал: истинно Человек этот был
праведник" (Лук. XXIII, 47). Нет противоречия в том, что
Матфей говорит, будто сотник и бывшие с ним, видя
землетрясение, удивлялись, тогда как Лука говорит, что
он удивлялся, слыша, что Господь испустил дух с таким
восклицанием, показав, какую имел Он мощь, когда умирал.
В самом деле, в том, что Матфей сказал не только "видя
землетрясение", но еще прибавил "и все бывшее", он
показал, что место у Луки безупречно, ибо по его словам
сотник удивлялся самой смерти Господа; потому что и
она была между тем, что чудесным образом тогда со-
вершилось. Но хотя бы Матфей даже и не прибавил этого,
все-таки должно это понимать так, что поскольку тогда
совершилось многое достойное удивления, то повествова-
телям вольно было припоминать то, что им было угодно.
И они не противоречат друг другу в том случае, когда
один говорит, что сотник удивлялся одному, а другой —
другому, так как он удивлялся всему.
А то, что по словам одного сотник сказал: "Воистину
Он был Сын Божий", а по словам другого: "Истинно
Человек Сей был Сын Божий", пусть не смущает того,
кто не забыл, что мы говорили выше, поскольку то и
другое выражение вполне совпадают по мысли; также нет
противоречия и в том, что один евангелист употребил
слово "человек", а другой — нет. Может показаться
противоречивым то, что по словам Луки сотник не сказал
"Сын Божий", а сказал "праведник". Но мы должны
понимать, что или сотник сказал и то и другое, или же
275