Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/275"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
сказать о хуле разбойника, так упомянул об этом уксусе:
'Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося
Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси
Самого Себя" (Лук. XXIII, 36, 37). Лука одной фразой
передал все то, что было сделано и сказано воинами.
Читателя не должно смущать то обстоятельство, что по
его словам уксус приносил не один из них: употребляя
вместо единственного числа множественное, Лука применил
тот способ изложения, о котором шла речь выше. Об
этом уксусе упомянул и Иоанн, когда сказал: "После того
Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание,
говорит: жажду. Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины,
напоивши уксусом губку и наложивши на иссоп, поднесли
к устам Его" (Иоан. XIX, 28, 29). Прочие же евангелисты
не упомянули об этом "жажду" и о бывшем там сосуде,
наполненном уксусом.
Глава XVIII
55. Матфей продолжает: "Иисус же, опять возопив
громким голосом, испустил дух" (Мф. XXVII, 50). Подоб-
ным образом говорит и Марк (Марк. XV, 37). А Лука
объясняет, что именно Он воскликнул этим громким
голосом; он говорит: "Иисус, возгласив громким голосом,
сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И сие сказав,
испустил дух" (Лук. XXIII, 46). А Иоанн умолчал как о
первых словах, приведенных Матфеем и Марком, так и
о последних, о которых упомянул один Лука. Но Иоанн
привел то, что упустили другие, а именно, что Господь
воскликнул: "Совершилось!", после того как отведал уксуса,
— что, по нашему пониманию, Он сказал раньше того
громкого восклицания. В самом деле, вот слова Иоанна:
"Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И,
преклонив голову, предал дух" (Иоан. XIX, 30). Именно
после этого "совершилось!" и был испущен Господом тот
великий вопль, о котором этот евангелист умолчал, а те
три сказали. Действительно, трудно предположить, чтобы
порядок был другим. Первоначально Он сказал: "Со-
273