Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; уповал
на Бога: пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему.
Ибо Он сказал: Я Божий Сын" (Мф. XXVII, 39 — 43).
Марк и Лука, хотя отчасти и другими словами, но выражают
те же самые мысли; впрочем, один пропускает то, что
приводит другой. О главных священниках, которые осме-
ивали распятого Господа, они говорят единодушно, Марк
же умолчал о старейшинах; все вместе они упомянули обо
всех первенствующих лицах, так что здесь можно подра-
зумевать и книжников, и старейшин.
Глава XVI
53. Матфей далее пишет: "Также и разбойники, распятые
с Ним, поносили Его" (Мф. XXVII, 44). Марк не про-
тиворечит ему, хотя говорит о том же другими словами
(Марк. XV, 32). Но может показаться, что им противоречит
Лука, если только не вспомнить о довольно обычном у
евангелистов способе передачи событий. Действительно,
Лука говорит: "Один из повешенных злодеев злословил
Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой
же напротив унимал его и говорил: или ты не боишься
Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены
справедливо, потому что достойное по делам нашим при-
няли; а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу:
помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!
И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь
со Мною в раю" (Лук. XXIII, 39 — 43). Итак, по словам
Матфея и Марка разбойники, распятые с Ним, поносили
Его, а по свидетельству Луки один из них поносил Его,
а другой и унимал товарища, и веровал в Господа. Как
же это понять? Для этого нужно представить, что Матфей
и Марк, кратко останавливаясь на этом событии, упот-
ребили вместо единственного числа — множественное,
подобно тому, как в послании к евреям мы читаем
сказанное во множественном числе: "заграждали уста
львов", когда известно это об одном Данииле, или:
271