Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/271"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
чтобы кто-либо не перенес замысел этого преступления с
иудеев на солдат, (Марк) говорит: "Был час третий, и
распяли Его". Отсюда добросовестный исследователь уви-
дит, что сделанное солдатами в шестой час, было в еще
большей мере сделано теми, кто в третий час с криком
требовал распять Его.
50. Нет также недостатка в таких, которые под словами
Иоанна: "Тогда была пятница пред Пасхою, и час шестый"
желают разуметь третий час дня, в который Пилат сел на
судилище; и тогда, выходит, по окончании того же третьего
часа Он был распят на кресте; когда же Он уже висел
на древе, прошло еще три часа, и Он испустил дух. Таким
образом, уже начиная с того часа, когда Он скончался,
т. е. с часа шестого, и вплоть до девятого была тьма.
Действительно, они говорят, что в тот день была пятница
пред Пасхою иудейской, а с субботы начинались опресноки.
Но истинная Пасха, Пасха не иудейская, а христианская,
которая совершалась уже в страданиях Христа, начала
приготовляться от часа девятого ночи*, когда Христос был
приуготован иудеями к смерти. Ведь (слово) parasceve**
означает приготовление. Таким образом, от этого девятого
часа ночи до Его распятия истек шестой час приготовления
по Иоанну и был третий час дня по Марку. Так что
Марк просто назвал третьим часом дня тот час, в который
Господь был пригвожден к древу.
Какой верующий не возрадовался бы такому решению
вопроса, если бы только можно было угадать то мгновение
после девятого часа ночи, с которого началась пятница
нашей Пасхи, т. е. приготовление смерти Христовой. Ведь
если мы скажем, что оно началось тогда, когда Господь
был схвачен иудеями, то тогда была лишь первая половина
ночи; если же тогда, когда Его привели в дом Каиафы,
то тогда еще не пропели петухи, к Пилату же Его привели
уже утром. Скорее следует допустить, что это приготовление
началось тогда, когда первосвященники, выслушав Его,
решили: "Повинен смерти". Что ж, ничего не препятствует
* Т. е. с девяти утра.
** Параакеип — пятница.
269