Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/270"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
угодно. Итак, если эти святые и правдивые мужи напасали
(нечто) якобы случайное, то не следует искать здесь
заблуждения или ошибки. И апостол говорит: "Если же
и закрыто благовествование наше, то закрыто для погиба-
ющих" (II Кор. IV, 3). И еще: "Для одних запах смер-
тоносный на смерть, а для других запах живительный на
жизнь. И кто способен к сему?" (Там же, II, 16), т. е.
кто способен понять, как было бы лучше. И Господь
говорит о том же: "На суд пришел Я в мир сей, чтобы
невидящие видели, а видящие стали слепы" (Иоан. IX,
39). Ведь в этом и состоит высшее богатство премудрости
и познания Божия, по которому из одной и той же глины
делается один сосуд для почета, а другой — для поругания;
а плоти и крови говорится: "А ты кто, человек, что
споришь с Богом?" (Рим. IX, 20, 21).
Так кто же познал мысль Господа, кто был Ему
советником, когда Он (именно) так направил сердца вспо-
минающих евангелистов и в вершине здания Церкви возвел
их до столь высокой степени значения, что даже и тем,
что в их писаниях может показаться противоречивым,
многие, преданные по справедливости похотям сердец и
превратному уму, освобождаются от слепоты. В самом
деле, пророк говорит Господу: "Как велики дела Твои,
Господи! дивно глубоки помышления Твои! Человек не-
смысленный не знает, и невежда не разумеет того" (Пс.
XCI, 6, 7).
49. Я прошу и убеждаю тех, которые читают эти
рассуждения, составленные нами с помощью Божьей, чтобы
они вспоминали эти мои слова при всяком подобном
затруднении, дабы впредь не было необходимости повторять
сказанное еще и еще. И кто пожелает внять этому без
упрямого нечестия, тот легко увидит, в сколь удобном
месте привел Марк свое указание о третьем часе, ибо
теперь каждый может вспомнить, когда иудеи распяли
Господа; действительно, им бы хотелось взвалить всю
тяжесть преступления на римских правителей и солдат,
но (Марк) вспомнил об этом именно тогда, когда описал
действия служителей (по свидетельству Иоанна это были
солдаты), разделивших Его одежды по жребию. Поэтому,
268