Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Ходатай, т. е. Примиритель, Который утишил бы этот
гнев принесением единичной жертвы. Об этом апостол
говорит: "Ибо, если будучи врагами, мы примирились с
Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись
ныне Кровью Его, спасемся Им от гнева" (Рим. V, 9,
10). Когда же говорится, что Бог гневается, то этим не
обозначается то волнение, какое бывает в душе гневаю-
щегося человека, но от названия, прилагаемого к страстям
человеческим, имя гнева получила Его кара, которая может
быть только справедливой. Следовательно то, что мы через
Ходатая примиряемся с Богом и получаем от Духа Святого,
чтобы из врагов сделаться сынами, "ибо все, водимые
Духом Божиим, суть сыны Божьи" (Рим. VIII, 14), это
— благодать Божья в Иисусе Христе, Господе нашем.
34. Чтобы сказать об этом Ходатае все, как следует,
надо говорить пространно, хотя искать по достоинству для
человека и невозможно. Ибо кто может выразить вполне
подходящими словами только то одно, что ''Слово стало
плотью и обитало с нами" (Иоан. I, 14), чтобы мы верили
в единственного Сына Бога Отца Вседержителя, рожденного
от Духа Святого и Марии Девы? Слово стало плотью так,
что плоть была воспринята Божеством, а не Божество
изменилось в плоть. Под плотью, далее, здесь мы должны
понимать человека, по употреблению в речи части вместо
целого, как сказано: "потому что делами закона не оправ-
дывается никакая плоть" (Рим. III, 20), т. е. никакой
человек. Ибо нельзя говорить, что при том восприятии
природе человеческой чего-нибудь недоставало, хотя бы
природе и свободной всецело от всякого греха; не такой
это человек, какой рождается от двух полов через плотскую
похоть с обязательным преступлением, ответственность за
которое снимается возрождением, но какой должен был
родиться от Девы, зачатый верою Матери, а не страстью:
если бы при рождении Его нарушилась Ее чистота, то
Он уже родился бы не от Девы и Его ложно (да не будет
этого!) исповедывала бы вся церковь рожденным от Девы
Марии, — церковь, которая, подражая Его Матери, ежед-
невно рождает своих членов, оставаясь девою. Читай, если
угодно, о девстве святой Марии мои письма к славному
25