Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/269"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
пустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя
царем, противник кесарю. Пилат, услышав это слово,
вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом
Лифостротон, а по-Еврейски Гаввафа. Тогда была пятница
пред Пасхою, и час шестый". Итак, с того момента, когда
иудеи впервые потребовали распятия, и до того времени,
когда Пилат сел на судилище, прошло два часа, (т. е.)
завершился час пятый и пошел шестой. Здесь Пилат сделал
последнюю попытку: "И сказал Пилат Иудеям: се, Царь
ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат
говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники
отвечали: нет у нас царя кроме кесаря. Тогда наконец он
предал Его им на распятие". И затем, пока Его вели к
лобному месту, пока распинали между двух разбойников,
пока бросали жребий и делили одежды, пока Он вновь
подвергался поношениям — исполнился час шестой и
наступила тьма.
47. Итак, пусть прекратят нечестивое упорство и веруют,
что Господь Иисус Христос в третий час был распят
словами иудеев, а в шестой — руками воинов. Марк же,
наибольший из всех (евангелистов) сторонник краткости
(изложения), пожелал только указать волю Пилата и его
попытку (спасти) жизнь Иисуса. Действительно, Марк
говорит (об этом) куда меньше, чем Матфей; Матфей —
меньше, чем Лука; Лука же — меньше, чем Иоанн; но
и Иоанн приводит далеко не все события, происшедшие
у Пилата. Поэтому разумно и благочестиво веровать, что
в этом промежутке прошло два с небольшим часа.
48. Но кто-либо может сказать, что Марк, говоря о
третьем часе, просто имел в виду, что он уже истек (то
есть речь могла идти о любом часе после третьего). Но
тогда почему бы ему не сказать, что иудеи сами пригвоздили
Иисуса к кресту? Такой толкователь позволяет себе тол-
ковать слишком вольно и (как бы) предписывает законы
повествования об истине. Так он мог бы говорить только
в том случае, если бы сам повествовал об этом, предпочитая
свое намерение намерению евангелиста Марка. Но ведь
воспоминания евангелистов направлялись рукою Того, Ко-
торый управляет водою, — как написано, — как Ему
267