Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
42. Но почему же Марк, сообщив, что распинатели
Его разделили одежды Его, бросив о них жребий, прибавил:
"Был час третий, и распяли Его"? Ведь Его сперва распяли,
а потом разделили одежды, о чем свидетельствуют другие
и что очевидно само по себе. Если бы Марк просто хотел
сообщить о времени совершившегося действия, ему было
бы достаточно сказать: "Был час третий"; так что это
дополнение: "И распяли Его" сделано не иначе, как для
того, чтобы обозначить нечто задним числом, что стало
бы предметом спорным, если бы Писание стали читать с
того времени, когда Церкви уже было доподлинно известно,
в который час Господь был повешен на древе, чтобы
возможно было или исправить ошибку, или отвергнуть
ложь. Но так как он (Марк) знал, что Господь был
повешен воинами, а не иудеями, то этими словами он
прикровенно показал, что истинными распинателями были
не те, которые, неся службу, исполняли приказ, а кричав-
шие: "Распни Его!" Таким образом понятно, что когда
иудеи, крича, требовали казни, был час третий; но так
как при этом они не могли сами исполнить желаемое,
они и предали Его Пилату, о чем ясно сообщил Иоанн:
"Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете
Человека Сего? Они сказали ему в ответ: если бы Он не
был злодей, мы не предали бы Его тебе. Пилат сказал
им: возьмите Его вы и по закону вашему судите Его.
Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти
никого" (Иоан. XVIII, 29 — 31). Но то, что они не могли
сделать своими руками, они совершили своим языком, а
было это, как указал Марк, в третьем часу.
43. Если же кто-либо станет утверждать, что когда
иудеи впервые стали требовать распятия, третий час еще
не наступил, тот неразумнейшим образом явит себя врагом
Евангелия; ведь у нас нет никаких доказательств тому,
что тогда еще не было третьего часа, и поэтому в данном
вопросе следует целиком доверяться говорящему истину
евангелисту, а не вздорным человеческим измышлениям.
"Почему ты признаешь верным (сообщение), что это был
третий час?" Отвечаю: потому что верю евангелистам, а
если веришь им, то как иначе можно понять, что Господь
264