Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/265"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
Глава XIII
40. Матфей продолжает: "И поставили над головою Его
надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь
Иудейский" (Мф. XXVII, 37). А Марк, прежде чем сказать
об этом, говорит: "Был час третий, и распяли Его" (Марк.
XV, 25). Он сообщает об этом после того, как рассказал
о разделе одежд. Все это требует самого тщательного
рассмотрения, ибо с этим местом (у Марка) связаны
большие недоразумения. Действительно, можно подумать,
что Иисус был пригвожден к кресту в третий час, а с
часа шестого и по девятый была тьма, так что с момента
распятия и до наступления тьмы прошло три часа. Воз-
можно, такое толкование и было бы правильным, если
бы Иоанн прежде не сказал: "Пилат... вывел вон Иисуса
и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон,
а по-Еврейски Гаввафа. Тогда была пятница пред Пасхою,
и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! Но
они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит
им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали:
нет у нас царя кроме кесаря. Тогда наконец он предал
Его им на распятие" (Иоан. XIX, 13 — 16). Итак, если
только в шестом часу Он был предан Пилатом на распятие,
то каким же образом Он был распят в часу третьем, о
чем, как полагают некоторые, будто бы говорит Марк?
41. Вначале исследуем, в какой час Он мог быть распят,
а затем постараемся понять, почему Марк сказал, что Он
распят был в час третий. Итак, шел час шестой, когда
Иисус был предан на распятие Пилатом; именно шел, то
есть окончился пятый час и начался шестой. Но у них
(евангелистов) не принято было говорит: "пятый с чет-
вертью" или "пятый с половиной". Писанию вообще
свойственно употреблять целое вместо части, как мы уже
показали выше, исследуя вопрос о шести и восьми днях,
после которых Он взошел на гору. Таким образом, в
начале шестого часа Он был предан Пилатом на распятие,
по окончании же этого часа наступила та тьма, о которой
свидетельствуют три евангелиста (Мф. XXVII, 45; Марк.
XV, 33; Лук. XXIII, 44).
263