Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
кесарю, называя Себя Христом Царем". Включая в свое
повествование эти крики иудеев, Иоанн как бы восполняет
то, что он не сказал об их обвинениях прежде, сообщив
лишь: "Они сказали ему в ответ: если бы Он не был
злодей, мы не предали бы Его тебе".
Свой рассказ о бывшем у Пилата Иоанн завершает
так: "Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел
на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-
Еврейски Гаввафа. Тогда была пятница пред Пасхою, и
час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! Но
они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит
им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали:
нет у нас царя кроме кесаря. Тогда наконец он предал
Его им на распятие" (Иоан. XVIII, 28 — XIX, 16).
Глава IX
36. Теперь нам следует рассмотреть, что поведали еван-
гелисты о страданиях Господа. Матфей начинает так:
"Тогда воины правителя, взявши Иисуса в преторию,
собрали на Него весь полк и, раздевши Его, надели на
Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили
Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и,
становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним,
говоря: радуйся, Царь Иудейский!" (Мф. XXVII, 27 —
31). Марк же сообщает таким образом: "А воины отвели
Его внутрь двора, то есть, в преторию, и собрали весь
полк; И одели Его в багряницу, и, сплетши терновый
венец, возложили на Него; и начали приветствовать Его:
радуйся, Царь Иудейский! И били Его по голове тростью,
и плевали на Него и, становясь на колени, кланялись
Ему" (Марк. XV, 16 — 20). Понятно, что слова Матфея
и Марка об одежде* обозначают, что глумящиеся воины
облачили Иисуса не в царский пурпур, а в одежду,
окрашенную в красный цвет соком растения, называемого
coccum; есть также и красный пурпур (т. е. красное сукно),
* В латинских текстах не "багряница", a chlamydem coccineam у
Матфея и indutum purpuram у Марка.
260