Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
возмущение и убийство в темницу, которого они просили;
а Иисуса предал в их волю" (Лук. XXIII, 2 — 25).
35. Теперь рассмотрим свидетельство Иоанна о тех же
событиях. (Иоанн) говорит: "От Каиафы повели Иисуса
в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию,
чтобы не оскверниться, но чтобы можно було есть пасху.
Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека
Сего? Они сказали ему в ответ: если бы Он не был
злодей, мы не предали бы Его тебе". О самих обвинениях
Иоанн молчит, но его, ни в чем ему не противореча,
дополняет Лука: "И начали обвинять Его, говоря: мы
нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать
подать кесарю, называя Себя Христом Царем". Сказанное
же Иоанном, по моему мнению, следует понимать так,
что вначале они не хотели выдвигать обвинений, полагая,
что в виду их высокого положения в народе Пилат осудит
Христа и без указания ими обвинений. Нет сомнений в
том, что на судилище у Пилата было сказано многое,
каждый же из евангелистов привел, соблюдая краткость,
лишь часть; но все вместе они излагают так, что слова
одного дополняют сказанное другими.
Иоанн продолжает: "Пилат сказал им: возьмите Его вы
и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам
не позволено предавать смерти никого, — да сбудется
слово Иисусово, которое сказал Он, давая разуметь, какою
смертью Он умрет. Тогда Пилат опять вошел в преторию,
и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский?
Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или
другие сказали тебе о Мне?" Может показаться, что здесь
Иоанн противоречит другим, ибо те так привели ответ
Иисуса: "Ты говоришь". Но Иоанн, позже приведя и
такой ответ, ясно показал, что первый ответ Иисуса был
другими пропущен. Обратим внимание на дальнейшее:
"Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвя-
щенники предали Тебя мне; что Ты сделал? Иисус отвечал:
Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было
Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня,
чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое
не отсюда. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус
258