Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/26"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
нельзя сказать и наоборот: не милующего Бога, но жела-
ющего человека, так как и одно милосердие Божие этого
не совершает? Если же ни один христианин не осмелится
сказать, не становясь в открытое противоречие с апостолом:
"не милующего Бога, но желающего человека", то поэтому
такое понимание сказанного: "не желающего и не подвиза-
ющегося, но милующего Бога", чтобы все приписывалось
Богу, Который и приготовляет доброе желание человека
для того, чтобы помочь ему и помогает приготовленному
— остается правильным. Ибо доброе желание человека
предшествует многим дарам Божиим, но не всем; каким
же не предшествует, и в тех оно налицо. О том и другом
читаем в св. Писании: "и милость Его предварит меня"
(Пс. XXII, 6). Нежелающего предваряет, чтобы он желал,
желающего сопровождает, чтобы желал не напрасно. И
почему мы получаем увещание молиться за наших врагов
(Мф. V, 44), когда они не хотят жить благочестиво, если
не потому, что Бог производит в них и желание? Равным
образом, почему мы увещаемся просить, чтобы получить
(Мф. VII, 7), если не потому, что все, что мы желаем,
исполняется Тем, Кем создано самое наше желание? Сле-
довательно, мы молимся о наших врагах, чтобы милость
Божия предварила их так же, как она предваряет и нас,
о себе же молимся, чтобы милость Его сопутствовала нам.
33. Итак, род человеческий находился под праведным
осуждением и все были чадами гнева. Об этом гневе
написано: "ибо все дни наши исчезли и мы исчезли в
гневе Твоем, лета наши как паутина замышлялись" (Ис.
LXXXIX, 9). Об этом гневе говорит и Иов: "ибо человек,
рожденный женой, краток жизнью и исполнен гнева"
(Иов. XIV, 1). Об этом гневе говорит и Господь Иисус:
"верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий
в Сына не имеет жизни, но гнев Божий пребывает на
нем" (Иоан. III, 36); не говорит: придет, но "пребывает".
С ним рождается каждый человек. Поэтому апостол говорит:
"были и мы по природе чадами гнева, как и прочие"
(Евр. II, 3). Так как в этом гневе люди были вследствие
первородного греха, тем более тяжкого и гибельного, чем
более грехов они прибавили к нему, то необходим был
24