Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие" (Мф.
XXVII, 11 — 26).
33. Почти так же и теми же словами повествует и
Марк. Но слова Пилата, обращенные к народу с тем,
чтобы отпустить одного узника, приведены несколько ина-
че: "Хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?" Тут стоит
вспомнить, что иудеи своих царей называли помазан-
никами, поэтому вопрос Пилата мог значить следующее:
"Хотите ли, отпущу вам Помазанника?", т. е. Христа. И
далее Марк говорит: "Пилат отвечая опять сказал им: что
же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете
Царем Иудейским?" Ясно, что Марк словами "Царь Иудей-
ский" хотел сказать то же, что Матфей словом "Христос".
О том же, что Пилат умыл руки пред народом, желая
показать, что он невиновен в крови Праведника, об этом
Марк и другие умалчивают. Но Матфей ясно показал, что
Пилат достаточно узнал Иисуса, чтобы отпустить Его. Об
этом вкратце говорит и Марк, приводя следующие слова
Пилата: "Какое же зло сделал Он?" Но народ еще сильнее
стал кричать: "Распни Его!" Далее Марк говорит: "Тогда
Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву,
а Иисуса, бив, предал на распятие". Таково сообщение
Марка (Марк. XV, 2 — 15).
34. Лука же о событиях у Пилата говорит следующее:
"И начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он
развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю,
называя Себя Христом Царем". Об этом два другие еван-
гелиста не говорят, хотя и упоминают об обвинениях.
Итак, благодаря Луке мы точно знаем, в каком преступ-
лении Его ложно обвинили. Далее Лука не сообщает о
словах Пилата: "Не слышишь, сколько свидетельствуют
против Тебя?", а сразу приводит его вопрос: "Ты Царь
Иудейский?", на который Иисус ответил: "Ты говоришь".
Так же вспоминают Матфей и Марк, хотя и в несколько
другом порядке, поскольку и здесь евангелисты дополняют
друг друга. Затем Лука продолжает так: "Пилат сказал
первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины
в Этом Человеке. Но они настаивали, говоря, что Он
возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи
256