Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним,
ибо он Галилеянин. Но Петр сказал тому человеку: не
знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда еще говорил он,
запел петух". А Иоанн так излагает события: "Один из
рабов первосвященнических, родственник тому, которому
Петр отсек ухо, говорит: не я ли видел тебя с Ним в
саду? Петр опять отрекся; и тотчас запел петух". Итак,
слова Матфея и Марка "немного спустя" Лука уточняет:
"Прошло с час времени". Иоанн же ничего не говорит
об этом промежутке. Далее, первые два говорят о многих
вопрошавших, Лука и Иоанн — об одном, причем Иоанн
указывает на него, как на родственника пострадавшего.
Все это не должно смущать, ибо присутствовало много
народа, что хотели подчеркнуть Марк и Матфей, а спра-
шивал — один, о чем сказали Лука и Иоанн. Или,
возможно, многие спрашивали, но Лука и Иоанн привели
вопрос того, кто либо был главным из вопрошавших, либо
именно его вопрос при письме первым пришел к ним на
ум. Что же касается пения петуха после третьего отречения,
то мы, вместе с Марком, считаем его вторым.
26. Затем Матфей продолжает так: "И вспомнил Петр
слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет
петух, трижды отречешься от Меня. И вышед вон, плакал
горько". А Марк говорит так: "И вспомнил Петр слово,
сказанное Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды,
трижды отречешься от Меня. И начал плакать". У Луки
же читаем: "Тогда Господь, обратившись, взглянул на
Петра; и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал
ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня
трижды. И вышед вон, горько заплакал". Иоанн о плаче
Петра умолчал. Во всем этом вызывает удивление только
одно: каким образом, согласно Луке, "Господь, обратив-
шись, взглянул на Петра". В самом деле, допрос шел во
внутреннем дворе, а, согласно Марку, еще и в верхних
частях дома, Петр же был во дворе внешнем, среди рабов,
которые грелись у огня. Так как же Господь мог бросить
телесный взгляд на Петра? Я полагаю, что этот взгляд
был брошен по действию свыше, так что Петру вспом-
нилось, сколько раз он уже отрекся и что предсказал ему
251