Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/252"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты пер-
восвященнику? Иисус отвечал ему: если Я сказал худо,
покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?
Анна послал Его связанного к первосвященнику Каиафе".
Отсюда мы видим, что и Анна был первосвященником.
Об этих двух первосвященниках говорит и Лука в самом
начале своего Евангелия (Лук. III, 2).
Сообщив об этом, Иоанн снова возвращается к Петру,
чтобы задним числом дополнить (рассказ) о троекратном
отречении. "Симон же Петр стоял и грелся. Тут сказали
ему: не из учеников ли Его и ты? Он отрекся и сказал:
нет". Итак, мы видим, что во второй раз Петр отрекся
не перед дверью, а стоя у костра. Но так как он перед
этим выходил, то, следовательно, затем возвратился. Это
могло быть так: когда он встал и пошел от костра, вторая
служанка заметила его и сказала сидевшим во дворе: "И
этот был с Иисусом Назореем". Он, выходя, слышал это,
и возвратившись назад, отрекся. Действительно, и Марк
говорит: "Служанка, увидевши его опять, начала говорить
стоявшим тут: этот из них", т. е. говорила это не Петру,
а тем, что остались сидеть у огня. И когда Петр, желая
оправдаться, вернулся назад, один из сидящих спросил
его: "Не из учеников ли Его и ты?" Итак, понятно, что
перед вторым отречением на Петра указали дважды: один
раз другая служанка, о которой говорят Матфей и Марк,
во второй — тот человек, о котором упомянул Лука.
Возможно также, что Петр, выходя, и не слышал слов,
сказанных служанкой, а когда вернулся, был спрошен
одним из толпы. Как бы там ни было, очевидно, что во
второй раз Петр отрекся, стоя у костра, а Матфей и
Марк, упомянув, что он вышел вон, для краткости не
сказали о его возвращении.
25. Теперь разберем, насколько согласны они отно-
сительно третьего отречения. Марк говорит так: "Спустя
немного, стоявшие тут опять стали говорить Петру: точно
ты из них; ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно.
Он же начал клясться и божиться: не знаю Человека Сего,
о Котором говорите. Тогда петух запел во второй раз".
Лука же говорит об этом так: "Прошло с час времени,
250