Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/251"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
22. Затем Матфей продолжает так: "Петр же сидел вне
во дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и
ты был с Иисусом Галилеянином. Но он отрекся пред
всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь. Когда же он
выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим
там: и этот был с Иисусом Назореем. И опять он отрекся
с клятвою, что не знает Сего Человека. Немного спустя
подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из
них, ибо и речь твоя обличает тебя. Тогда он начал
клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг
запел петух". Так говорит Матфей; но понятно, что когда
Петр первый раз отрекся и вышел вон, запел первый
петух; об этом Матфей молчит, зато вспоминает Марк.
23. Вот слова Марка: "И вышел вон на передний двор;
и запел петух. Служанка, увидевши его опять, начала
говорить стоявшим тут: этот из них. Он опять отрекся".
Но это была не первая служанка, а другая, о чем говорит
Матфей. Лука же вовсе не уточняет, кто это был во
второй раз. Вот его слова: "Когда они развели огонь среди
двора и сели вместе, сел и Петр между ними. Одна
служанка, увидевши его сидящего у огня и всмотревшись
в него, сказала: и этот был с Ним. Но он отрекся от
Него, сказав женщине: я не знаю Его. Вскоре потом
другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал
этому человеку — нет". В этот промежуток времени,
обозначенный Лукою как "вскоре потом", Петр и выходил
за ворота и пропел первый петух. По словам же Иоанна,
Петр отрекся в третий раз тогда, когда уже возвратился
и вновь стоял у костра.
24. Но кто-либо может сказать: "Он еще не выходил,
а только встал, чтобы выйти". Так может думать только
тот, кто полагает, что вторично Петр отрекся, стоя у
дверей. За ответом обратимся к Иоанну: "Первосвященник
же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его.
Иисус отвечал Ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил
в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно
не говорил ничего; что спрашиваешь Меня? спроси слы-
шавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил.
Когда Он сказал это, один из служителей, стоявших близко,
249