Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
сказали: "Мы слышали, как Он говорил: "Я разрушу храм
сей рукотворенный, и чрез три дня воздвигну другой
нерукотворенный". Но и такое свидетельство их не было
достаточно. Тогда первосвященник встал посреди и спросил
Иисуса: что Ты ничего не отвечаешь? что они против
Тебя свидетельствуют? Но Он молчал и не отвечал ничего.
Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли
Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я". А вот
говорит Матфей: "Иисус молчал. И первосвященник сказал
Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли
Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал".
Итак, выходит, что ответ: "Ты сказал" имеет то же
значение, что и ответ: "Я". Действительно, у Марка читаем:
"Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого,
сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных".
То же говорит и Матфей, хотя и не приводит ответ
Иисуса: "Я". "Тогда первосвященник, разодрав одежды
свои, сказал: на что еще нам свидетелей? вы слышали
богохульство". О том же говорит и Матфей, прибавляя:
"Вот, теперь вы слышали богохульство Его! Как вам
кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти". Об
этом же свидетельствует и Марк. А Матфей продолжает:
"Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же
ударяли Его по ланитам и говорили: прореки нам, Христос,
кто ударил Тебя?" То же пишет и Марк, вспоминая также,
что они закрывали Его лицо. Обо всем этом повествует
и Лука.
21. Можно понять, что Господь претерпевал это до
самого утра в доме первосвященника, где подвергся иску-
шению и Петр. Однако, относительно этого искушения
евангелисты повествуют в несколько различном порядке,
ибо Матфей и Марк вспоминают вначале о поруганиях,
а затем уже — об искушении Петра, Лука же — наоборот:
сперва об искушении, а потом — о поруганиях над
Господом. Иоанн, в свою очередь, сначала начинает го-
ворить об искушении Петра, затем вставляет несколько
слов о поруганиях, далее прибавляет, что Он был отведен
к Каиафе, а потом снова возвращается к Петру.
248