Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/25"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
прибавил: "и сие не от вас, но Божий дар, не от дел,
чтобы никто не хвалился" (Еф. II, 8, 9). И чтобы не
думали, что у верных не будет недостатка в добрых делах,
он опять добавляет: "ибо мы Его творение, созданы во
Христе Иисусе на добрые дела, которые прежде уготовлял
Бог, да в них ходим" (Еф. II, 10). Итак, мы становимся
истинно свободными тогда, когда Бог создает нас, т. е.
образовывает и творит не так, чтобы мы были людьми,
это он уже сделал, но чтобы были добрыми людьми, что
делает Он теперь Своею благодатью, чтобы мы были новой
тварью во Христе Иисусе (Гал. V, 16), сообразно чему
сказано: "сердце чистое сотвори во мне, Боже" (Пс. L,
12).
32. Равным образом, пусть никто не хвалится не только
делами, но и самим свободным решением воли, будто им
начинается та заслуга, за которою дается, как должная
награда, полная свобода делать добро; пусть послушает
того же провозвестника благодати: "Бог производит в вас
и хотение и действие сообразно с добрым хотением" (Фил.
II, 13). И в другом месте: "итак, не желающего и не
подвизающегося, но милующего Бога" (Рим. IX, 16). Без
сомнения, если человек находится в таком возрасте, что
уже может пользоваться разумом, он не может верить,
надеяться, любить, если не желает, не может достигнуть
руки высшего призвания Бога, если не будет к этому
стремиться. Каким образом, следовательно, "не желающего
и не подвизающегося, но милующего Бога", если не так,
что и само "хотение, как написано, уготовляется от
Господа" (Притч. VIII, 35). Впрочем, если "не желающего
и не подвизающегося, но милующего Бога" сказано потому,
что спасение совершается и тем и другим, т. е. и желанием
человека и милосердием Божим, так что слова "не жела-
ющего и не подвизающегося, но милующего Бога" мы
можем понимать таким образом: недостаточно одного
желания человека, коль скоро не будет милосердия Божия,
недостаточно и одного милосердия Божия, коль скоро не
будет желания человека; и если правильно, поэтому, ска-
зано: "не желающего человека, но милующего Бога", так
как одна человеческая воля этого не совершает, то почему
23