Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
и те слова, которые привел Лука: "Но теперь — ваше
время и власть тьмы". "Сие же все было, — продолжает
Матфей, — да сбудутся писания пророков. Тогда все
ученики, оставивши Его, бежали". Так говорит и Марк;
но, как прибавляет тот же Марк: "Один юноша, завер-
нувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним;
и воины схватили его. Но он, оставив покрывало, нагой
убежал от них".
Глава VI
19. "А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первос-
вященнику, куда собрались книжники и старейшины" (Мф.
XXVI, 57 — 75). А согласно Иоанну, Иисуса сперва отвели
к Анне, тестю Каиафы (Иоан. XVIII, 12 — 27). Марк же
и Лука не называют имени первосвященника (Марк. XIV,
53 — 72; Лук. XXII, 54 — 62). А приведен Он был
связанным, и в толпе той был военный трибун (тысяче-
начальник) и отряд, а также и служители из иудеев, как
говорит Иоанн. В этом же месте повествования Марк
говорит: "Петр издали следовал за Ним, даже внутрь двора
первосвященникова; и сидел со служителями, и грелся у
огня". И Лука свидетельствует о том же: "Петр же следовал
издали. Когда они развели огонь среди двора и сели
вместе, сел и Петр между ними". А вот и слова Иоанна:
"За Иисусом следовали Симон Петр и другой ученик;
ученик же сей был знаком первосвященнику и вошел с
Иисусом во двор первосвященнический; а Петр стоял вне
за дверями. Потом другой ученик... ввел Петра". Таким
образом Петр и попал внутрь, о чем сказали и другие.
20. "Первосвященники и старейшины, — говорит Мат-
фей, — и весь синедрион искали лжесвидетельства против
Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и хотя
много лжесвидетелей приходило, не нашли". Ибо, прибав-
ляет Марк: "Свидетельства сии не были достаточны". "Но
наконец, — продолжает Матфей, — пришли два лжесвиде-
теля и сказали: Он говорил: "могу разрушить храм Божий
и в три дня создать его". И Марк вспоминает, что другие
247