Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/248"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
реченное Им: из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил
никого" (Иоан. XVIII, 2 — 11).
16. Но, по словам Луки: "Бывшие же с Ним, видя, к
чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам
мечем?" И вот один из них, — о чем сообщают все
евангелисты, — "ударил раба первосвященн^кова и отсек
ему правое ухо". А ударившим, как сообщил Иоанн, был
Петр; пораженный же назывался Малх. Затем, по словам
Луки: "Иисус сказал: оставьте, довольно", а после, согласно
Матфею, прибавил: "Возврати меч твой в его место, ибо
все, взявшие меч, мечем погибнут; или думаешь, что Я
не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит
Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? Как же
сбудутся Писания, что так должно быть?" К этим словам
можно присоединить и то, что Он сказал по свидетельству
Иоанна: "Неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне
Отец?" Затем, по словам Луки, Он коснулся уха того,
который был ранен, и исцелил его.
17. И пусть не смущает как якобы противоречивое то,
что говорит Лука, а именно, что Господь на вопрос
учеников: "Не ударить ли мечем", отвечал: "Оставьте,
довольно", как-будто Он хотел этого одного удара и
отсеченного уха, а большего — не желал. На самом деле
очевидно, что Господу не было угодно вообще все то, что
Петр сделал мечом. Более верно то, что на вопрос го-
воривших: "Господи! не ударить ли нам мечом?", Он
тотчас же отвечал: "Оставьте это", т. е. пусть не смущает
вас, что будет далее. Они должны допустить дело до того,
чтобы Его схватили и чтобы исполнилось то, что о Нем
написано. Но в промежутке между словами вопрошавших
и Его ответом Петр нанес удар, движимый стремлением
защищать Господа. Однако о том, что совершилось однов-
ременно, нельзя одновременно сообщить. Но если воз-
можно другое, лучшее понимание, то пусть будет так,
лишь бы только была известна истина евангелистов.
18. Далее Матфей вспоминает, что Господь в тот час
сказал толпе: "Как будто на разбойника вышли вы с
мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел
Я, уча в храме, и вы не брали Меня". Затем Он присоединил
246