Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/245"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня". Но
разве непременно следует полагать, что слова "спите и
почиваете" сказаны в порицание? Возможно, что это было
Его дозволением, и именно поэтому Марк, приведя их,
прибавил: "Кончено", и уже потом внес слова: "Пришел
час; вот, предается Сын Человеческий в руки грешников".
Следует полагать, что после слов: "Спите и почиваете"
Господь на некоторое время замолк, чтобы дать испол-
ниться тому, что Он позволил, а потом прибавил: "Кон-
чено", т. е. достаточно уже отдыхать. Но так как об этом
промежуточном молчании Господа не упомянуто, то (не-
которые) и стараются в этих словах Господа усмотреть
иной оттенок мысли,
12. А Лука пропустил сказать о том, сколько раз Господь
молился; впрочем, он сообщил то, о чем умолчали (Матфей
и Марк), а именно: что Его молящегося укреплял ангел,
и о кровавом поте, падающем каплями на землю. Таким
образом, когда Лука сказал: "Встав от молитвы, Он пришел
к ученикам", то не выразил ясно, сколько раз была
молитва; однако Лука не противоречит этим двум другим
(евангелистам). И Иоанн, сказав, что Господь вошел с
учениками Своими в сад, не говорит, что Он там делал
до того времени, пока не явился Его предатель с иудеями,
чтобы схватить Его.
13. Таким образом, эти три (евангелиста) передают об
одном и том же событии так, как мог бы говорить о нем
один и тот же человек три раза, несколько разнообразя
описание, но безо всякого противоречия. Действительно,
Лука более точно указал, насколько (Господь) отступил от
них, т. е. отделился для молитвы, говоря: "Отошел от них
на вержение камня". Затем Марк сперва своими словами
сказал то же о прошении Господа, чтобы, если возможно,
миновал Его час сей, т. е. час страдания, который потом
он назвал чашей. Далее Марк слова Господа представил
в таком виде: "Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси
чашу сию мимо Меня". Если к этим словам присоединить
то, что Марк сказал выше от своего лица, то ясно
выступает такая мысль: "Отче! если возможно, а Тебе все
возможно, пронеси мимо чашу сию". Чтобы кто-нибудь
243