Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Марк (Марк. XIV, 32 — 42). И Лука сообщает о том же,
не называя определенно двора, когда говорит: "И вышед
пошел по обыкновению на гору Елеонскую; за Ним
последовали и ученики Его. Пришед же на место, сказал
им: молитесь, чтобы не впасть в искушение" (Лук. XXII,
39 — 46). Это то место, которое други^ (евангелисты)
назвали Вифания. Там, по нашему представлению, был
сад, о котором упоминает Иоанн, говоря так: "Сказав сие,
Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где
был сад, в который вошел Сам и ученики Его" (Иоан.
XVIII, 1). Потом, по словам Матфея, Он сказал ученикам:
"Посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там". И, взяв с
Собою Петра и двух сынов Зеведея, начал скорбеть и
печалиться. Тогда Он сказал: "Душа Моя скорбит смер-
тельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною". "И, —
продолжает Матфей, — отошед немного, пал на лице
Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да
минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как
Ты. И приходит к ученикам, и находит их спящими, и
говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать
со Мною? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в
искушение: дух бодр, плоть же немощна. Еще, отошед в
другой раз, молился, говоря: ОТче Мой! если не может
чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет
воля Твоя. И пришед находит их опять спящими, ибо у
них глаза отяжелели. И оставив их, отошел опять и
помолился в третий раз, сказав то же слово. Тогда приходит
к ученикам Своим и говорит им: вы все еще спите и
почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий
предается в руки грешников; встаньте, пойдем: вот, при-
близился предающий Меня".
11. Обо всем этом говорит также и Марк, причем
почти теми же словами и в таком же порядке, иногда
сокращая некоторые мысли, а (порой) сообщая и нечто
большее. Иным кажется, что эта часть беседы в изложении
Матфея противоречит самой себе в том, что Господь после
третьей молитвы подходит к ученикам Своим и говорит
им: "Вы все еще спите и почиваете? вот, приблизился
час, и Сын Человеческий предается в руки грешников;
242