Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и
сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых".
А Симону, как присоединяет Лука, Он сказал: "Симон!
се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу; но Я
молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда,
обратившись, утверди братьев твоих. Он отвечал Ему:
Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти.
Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух
сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня.
И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы
и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали:
ни в чем. Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет
мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай
одежду свою и купи меч; ибо сказываю вам, что должно
исполниться на Мне и сему написанному: "и к злодеям
причтен". Ибо то, что о Мне, приходит к концу. Они
сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им:
довольно" (Лук. XXII, 24 — 38). Далее, как говорят
Матфей и Марк: "И воспевши пошли на гору Елеонскую.
Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в
эту ночь, ибо написано: "поражу пастыря, и рассеются
овцы стада"; По воскресении же Моем предварю вас в
Галилее. Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся
о Тебе, я никогда не соблазнюсь. Иисус сказал ему:
истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели
пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Говорит Ему
Петр: хотя бы и надлежало мне и умереть с Тобою, не
отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики".
(Мф. XXVI, 30 — 35). Это мы внесли по словам Матфея.
Но и у Марка читаем почти то же самое (Марк. XIV, 26
— 31), за исключением тех слов о двукратном пении
петуха, о чем мы уже сказали выше.
Глава IV
10. Итак, Матфей продолжает следующим образом:
"Потом приходит с ними Иисус на место, называемое
Гефсимания..." (Мф. XXVI, 36 — 46). Это же говорит и
241