Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
да и напрасно их отыскивать, так как мысль Его, ради
понимания которой слова и произносятся, может быть
отлично познана даже из различных слов евангелистов.
Таким образом, или Петр под влиянием различных вы-
ражений в речах Господа три раза отдельно заявил о своей
готовности (положить душу), и Господь три цаза предсказал
ему его отречение, что представляется более вероятным;
или же каким-либо другим способом сообщения всех
евангелистов можно свести к одному и показать, что
Петру, выразившему свою готовность (умереть), Господь
однажды предсказал, что тот отречется от Него. Но здесь
не может быть никакого упрека в противоречии, ибо
такового и в помине нет.
Глава III
9. Таким образом, теперь мы постараемся следовать
самому расположению повествования у всех. Итак, после
того, как Петру было предсказано это (отречение), Иоанн
продолжает и вставляет речь Господа, Который говорит:
"Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня
веруйте. В доме Отца Моего обителей много...", и- проч.
Он обстоятельно передает прекрасные и весьма возвышен-
ные слова этой речи, пока не доходит до того места, где
говорится: "Отче Праведный! и мир Тебя не познал; а Я
познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня; и Я
открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты
возлюбил Меня, в них будет, и Я в них" (Иоан. XIV —
XVII).
Когда же, как об этом упоминает Лука, между ними
возник спор о том, кто из них должен считаться большим,
Он сказал им: "Цари господствуют над народами, и
владеющие ими благодетелями называются; а вы не так:
но кто из вас больше, будь как меньший, и начальству-
ющий, как служащий. Ибо кто больше: возлежащий, или
служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как
служащий. Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, и
Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство,
240